Развитие ученических кооперативов - альтернатива государственному финансированию?

Не секрет, что большинство школ России финансируются государством из рук вон плохо. Очевидно, что подобная ситуация неприемлема для образовательного учреждения, намеренного жить и развиваться, а не влачить жалкое существование. Альтернативные источники дохода для школы становятся на сегодня основной и самой обсуждаемой темой для руководителей самого разного уровня.

Методы получения финансирования школ самые разнообразные: от хождения «с шапкой» по спонсорам и откровенного попрошайничества до примитивной коммерческой деятельности в виде сдачи в аренду неиспользуемых помещений, гаражей, коммерческое использование принадлежащей школе техники и т. д. Как было сказано, формы самые разнообразные. Одна из этих форм — создание ученических кооперативов.

Как «заработать на детях»? Для начала делим вопрос на две большие части: материальное производство и интеллектуальная деятельность. Конечно, деление это весьма условно, но оно поможет нам проще понять сущность проблемы. Итак, на базе существующих кабинетов трудового обучения формируется детское объединение (кооператив), задачей которого становится создание материальных ценностей с целью извлечения прибыли.

Живой пример: швейная мастерская школы заключает договор со швейной фабрикой на пошив 2000 пар перчаток в течение месяца из кроя заказчика на собственном оборудовании. Естественно, швейная фабрика оплачивает первые несколько договоров «по минимуму». Однако, если качество продукции приемлемое, расценки непременно повысятся, поскольку, особенно в небольших населенных пунктах, дефицит рабочей силы ужасающий.

Кстати, именно по этой же причине большинство работающих промышленных предприятий сегодня вполне серьезно отнесутся к предложениям о сотрудничестве, необходимо только грамотно и предельно просто изложить цели сотрудничества, методы реализации, сроки и результат. Как правило, выгода обоих сторон отдельно оговаривается в конце. Проекты типа «Дайте нам 20 миллионов, мы построим цех, купим станки и начнем работу» почему-то обычно не проходят.

При реализации подобного проекта школьники получают: первую самостоятельную зарплату; опыт работы на малом предприятии; основы профессии; представление об организации малого бизнеса, конкуренции, маркетинге и многих других полезных вещах.

Школа имеет: оплату амортизации оборудования; арендную плату за использование помещения как источник дополнительного дохода.

Важно знать, что попытки привлечь детей работать «за идею», то есть когда вся их заработная плата перекочевывает в «казну» школы, не только неэтичны, но и вредны, поскольку формируют у ребенка неправильное представление об экономической модели общества.

Останавливаться на деятельности «для мальчиков», полагаю, не стоит. Если есть материально-техническая база, желание работать и немного творческого мышления, проблема решается сама собой. Если нет творческого мышления — пишите список всех ваших станков с исчерпывающим перечнем всей возможной производимой продукции и посылайте ксерокс во все предприятия города. Заказ обеспечен.

Интересно, что практически не встречается случаев принудительного вовлечения детей в работу подобного рода кооперативов. Часть детей активно трудится, дабы уравнять свое материальное положение с более обеспеченными одноклассниками, часть детей просто активно стремится к «настоящему делу», что вполне естественно в процессе взросления. Наиболее успешный возраст организации кооперативов-10−16 лет.

Интеллектуальная деятельность, востребованная работа в сфере «высоких технологий» всегда имеет спрос.

Наиболее примитивная: набор и редактирование текста, сканирование и ксерокопирование документов, рассылка электронной почты. Как правило, минимум необходимой техники есть в любой средней школе.

Работа средней сложности: работа с графикой, ретушь фотографий, создание коллажей, распечатка цветных изображений и фотографий, создание фильмов, декодирование VHS в DVD, поиск информации в Интернет, консультационные услуги.

Работа повышенной сложности: создание сайтов, поддержка интернет-проектов.

Но есть в этой сфере деятельности несколько подводных камней. Первый — не превратить свое объединение в примитивный игровой клуб. Поскольку в этом случае цель (прибыль) не оправдывает средств (снижение уровня и интенсивности интеллектуального развития детей). Второй — по мере перехода к более сложной работе ваши «работники» все меньше и меньше нуждаются в вас и стремятся к самостоятельности. Сложно отслеживать и финансовые потоки, поскольку часто соглашения заключаются напрямую с исполнителем, минуя кооператив.

В данном случае особенно хорошо дробить единую задачу на несколько небольших техзаданий для нескольких человек. Повышается и скорость, и качество, когда несколько ребят собирают готовый проект, легче исправить ошибки. Солидный бонус в качестве практических навыков в будущей профессии для ребенка перекрывает с лихвой все недостатки.

Школьные кооперативы получают все большее распространение. Благодаря подобным формам выживает школа, решают кадровую проблему предприятия, приобретают важные жизненные навыки дети. Так что, узнав, что кто-то собирается зарабатывать на вашем ребенке, не спешите бороться за его права. Вполне возможно, что наибольшую пользу от этого получит именно ребенок.


15:56 04.06.2019



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Стандарты ASME от Американского общества инженеров-механиков

Стандарты ASME от Американского общества инженеров-м...

В преддверии вступления России в ВТО, представители практически всех отраслей столкнулись с проблемой соответствия выпускаемой продукции зарубежным стандартам. Соответствие общепризнанным в мире станд...
Кому упала на грудь серебряная звезда? Техасские рейнджеры. Век XX

Кому упала на грудь серебряная звезда? Техасские рей...

«Этот департамент проявил высокую активность и очень хорош при охране в малонаселенных областях штата, где местные офицеры полиции не могли предоставить населению адекватную защиту». (Гене...
Автомобильное стекло: менять или ремонтировать?

Автомобильное стекло: менять или ремонтировать?

Автомобиля без стекол не бывает. Дело даже не в том, что стекло позволяет поддерживать микроклимат в салоне и защищает пассажиров и водителя от пыли, встречного ветра, насекомых и осадков. Стекло, осо...
Вкусные рецепты: Морковный торт"Бедный студент", Торт,,Сердечко,,, Шоколадно-банановый кекс

Вкусные рецепты: Морковный торт"Бедный студент&...

Морковный торт"Бедный студент"Разделить на 3части,спечь 3коржа при 180*, коржи наколоть вилкой и залить кремом. Можно украсить фруктами. Вам понадобится:2стакана тёртой моркови(мелко),4яйца,2стак.саха...
Образование или самообразование?

Образование или самообразование?

Можно не учиться и работать продавцом-консультантом. А можно получить высшее образование и работать старшим продавцом-консультантом (с) башорг  Кто может мне рассказать, чему уч...
Вкусные рецепты: Spicy tuna, Пирог персиковый с миндальной крошкой «Роза к чаю», Пирог с миндалем и карамелью

Вкусные рецепты: Spicy tuna, Пирог персиковый с минд...

Spicy tuna1.Вымыть тунец и обсушит 2.Слегка обжарит кунжутние семечки до золотистого цвета, высыпать семечки на тарелку 3.тунец буквално положит на разогретую сковородку с раст маслом на 30 секунд и п...