Что обязательно и в первую очередь надо посетить в «белом городе» венгерских королей?

Снова я о Секешфехерваре… С венгерского название этого административного центра Центрально-Задунайского края, расположенного примерно на полпути от Будапешта к озеру Балатон, переводится как «белый королевский (престольный) город».

В 1543 г., после длительной осады, Секешфехерваром овладели турецкие войска под предводительством султана Сулеймана Великолепного. Большая часть зданий была разрушена, могилы венгерских королей — разграблены и уничтожены, а сам город, формально сохранив память о том, что он всё-таки «белый» и «стольный», на долгие годы получил новое имя: Истолни Белград. Вот только от былого великолепия и королевского величия практически ничего в городе не осталось.

Даже одна из самых красивых европейских базилик того времени, под сводами которой короновались и, по завершении своего державного пути, упокоивались венгерские короли, и та… И та сначала была превращена оккупантами в пороховой склад, который, увы, недолго простоял в целости и сохранности. Как-то в него попала молния, здание загорелось и от пожара всё то, что было в нём складировано, жахнуло так, что от бывшей базилики мало что осталось…

В общем, после того, как спустя 144 года город был освобождён австрийскими императорскими войсками, состояние его было просто удручающим. Хотя Секешфехервар австрийцы взяли без кровопролитного сражения и длительной осады, перед современниками предстала печальная картина руин и запустения. Турецкое иго удалось пережить только одному сооружению. Построенной в 1480 г. при Матьяше Корвине небольшой часовне святой Анны. Некогда процветавшая Альба Регия — как в средние века на латинский манер назывался город — практически перестала существовать. И для того, чтобы возродить её величие, нужны были время, деньги и силы.

А последних… Оставалось не так уж и много. После полуторавекового турецкого господства край сильно обезлюдел. И восстанавливать Секешфехервар вместе с венграм начали сербские и немецкие колонисты, переселившиеся в город после его освобождения.

Особенно активно строительство стало вестись в правление взошедшей в 1741 г. на австро-венгерский престол императрицы Марии-Терезии, установившей, что освобожденные города не следует восстанавливать. Их нужно застраивать заново. Но не просто застраивать, а по утвержденному архитектурному плану. И в современных императрице стилях — рококо и барокко.

Не стал исключением из правил и Секешфехервар. Построенный за какую-то сотню лет, с 1740 по 1840 год, нынешний исторический центр города выдержан именно в этих архитектурных стилях. С небольшой толикой разнообразия, добавляемой в общую картину австро-венгерским классицизмом, так называемым стилем цопф. В котором, например, после того, как в 1777 году город стал резиденцией епископа, был выдержан дворец, возведенный специально для Его святейшества.

В ходе фактически нового строительства были осушены знаменитые топи и болота, когда-то не раз спасавшие город от его врагов, в результате чего изменилась и сама планировка Секешфехервара. Которую не должны были ограничивать и старые крепостные стены — их, буквально за несколько лет, и снесли. Чтобы не мешали. А зачем они? Во-первых, впереди у города были долгие десятилетия мирной жизни. А во-вторых… Навряд ли даже самые мощные крепости могли служить надёжной защитой в войнах грядущего.

Так оно и случилось. В очередной раз Секешфехервар сильно пострадал во время Второй мировой войны, когда в марте 1945 года в городе и его окрестностях шли тяжелейшие бои между 5-й танковой дивизией СС «Викинг» и войсками 3-го Украинского фронта. После того, как прокатившись по этим местам фронт отодвинулся дальше на запад, город представлял собою удручающее зрелище. Почти половина его зданий была разрушена. Погибло более 10 тысяч жителей.

Конечно, сегодня в городе не увидеть руин и разрушений. Он был отстроен уже в первые послевоенные десятилетия, а здания и сооружения исторического центра — бережно отреставрированы. И в нынешнем Секешфехерваре есть на что посмотреть. Но о его достопримечательностях — как-нибудь потом…

А сегодня — немного о другом. Первое, что, на мой взгляд, обязательно надо посетить и с чего следует начать знакомство с городом — это мемориальные комплексы воинских захоронений. Их много в Секешфехерваре. И они — немаленькие.

С какой стороны не въезжаешь в город, первыми тебя встречают или последними провожают, когда выезжаешь, — могилы. Могилы, могилы, могилы… Во все стороны. Налево, направо и так — до самого горизонта. Столько домов, наверное, нет в Секешфехерваре, сколько могил вокруг него. Насмерть стояла здесь 5-я танковая дивизия СС.

Могилы, могилы… Все на одно лицо. Маленький, аккуратно постриженный травяной пятачок, заключенный в неширокий серый каменный бордюр, и с изготовленной из такого же камня — невысокой, ниже колена, наклонной плитой в завершении зелёного прямоугольника:

«Рядовой Габулов» «гв. ст. сержант Игнатенко» «гв. капитан Шулепа» «Неизвестный»

Разные дни, месяцы и годы рождения. А дата смерти — у всех одна: «март 1945». Как тяжело им всем было умирать всего за месяц до Победы… В одном шаге от Мира. Правда, об этом они тогда ещё и не знали…

Сколько наших — русских, татар, карелов, коми, узбеков — полегло на чужой для них мадьярской земле. Как не хотелось им оставаться здесь, на широкой, но неуютной, Венгерской равнине. И как, наверное, перед смертью завидовали они тем, кто лёг раньше, накрывшись с головой своим, родным суглинком, чернозёмом или лёгким пуховым одеялом супеси. Скольких уже никогда не дождутся матери, жёны, любимые… Скольким так больше и не довелось увидеть сырого, прохладного, но для каждого из них такого тёплого и родного, предутреннего летнего тумана на Доне ли, Енисее… Страшно…

Вот в таких местах отчётливо понимаешь, как много Та Война забрала не только у твоих родных. У всех… Всей страны. И какой дорогой ценой пришлось заплатить за Победу…

И ещё. Когда смотришь на эти ровные ряды с чистыми дорожками, аккуратно постриженную траву на могилах, свежие, подновленные надписи на всех многочисленных могильных плитах… Смотришь и проникаешься невольным уважением к тем людям, которые в Ту Войну были не с нами. По другую сторону окопов. Но для которых наши павшие заслуживают не меньшего почета, чем свои.

Тем более, что сам я родом из тех мест, по которым в 1942−43 гг. прошли солдаты 2-й Венгерской армии. И ни одной… Представляете, ни одной, даже самой плохонькой венгерской могилы никогда не видел на своей малой Родине…


20:36 24.03.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Советы автомобилистам: как купить недорогие автозапчасти

Советы автомобилистам: как купит...

Каждый автомобиль нуждается в систематической замене устаревших деталей. Однако цены на запчасти не отличаются демократичностью и сильно бьют по карману. Купить дешевые запчасти можно следующими спос...
Что можно посмотреть в окрестностях Шопрона? Фертёбоз

Что можно посмотреть в окрестнос...

Рассказывая об окрестностях Шопрона, я как-то уже упоминал о небольшом посёлке Фертёбоз, что лежит неподалёку от озера Фертё, почти на самой границе национального парка Фертё-Ханшаг. Но всё это так&he...
Можно ли покрасить автомобиль электрическим пистолетом

Можно ли покрасить автомобиль эл...

Электрические краскораспылители приобретают все большую популярность, и в связи с этим многие начали задавать вопрос: а можно ли покрасить свой автомобиль электрическим краскопультом, и что из этого п...
Моя соседка Олеся

Моя соседка Олеся

Первые три курса университета мне не давали комнату в общаге. Хотя, как известно, места там были всегда. Не то, чтобы я жил слишком уж далеко, но дорога в одну сторону занимала около часа. Со временем...
Мало молока? Как пережить лактационный криз

Мало молока? Как пережить лактац...

Как известно, любая женщина способна выкормить своего малыша грудным молоком. Невозможность кормить грудью может быть связана только с особенностями строения грудной железы, и с такой проблемой сталки...
Как успешный предприниматель стал банкротом? Алексей Алчевский

Как успешный предприниматель ста...

7 мая 1901 года на столичном Варшавском вокзале произошла трагедия, взбудоражившая не только петербуржцев. Под поезд бросился человек. Добровольно расстался с жизнью Алексей Кириллович Алчевский,...
Компьютеры и ИнтернетЕда и кулинарияОкружающий мирСтатьи о заработкеМедицина и здоровьеАвто-мотоОбразованиеКультура и искусствоСемья, дом, детиДом и квартираИнтимная жизнь