Как рок упаковали в симфоническую обертку? История песни MOODY BLUES «Nights in White Satin»

Сразу скажу: я не собираюсь опровергать мнение, что пионерами в области использования симфонического оркестра в рок-музыке были THE BEATLES с их знаменитым «Сержантом Пеппером…».

Однако нельзя не признать, что в их варианте этот эксперимент носил еще достаточно эклектичный и эпизодический характер — служил эдакой экзотической виньеткой.

Первое же серьезное слияние симфонической аранжировки с электро-рок-ритмами произошло всего лишь через несколько месяцев после «Пеппера» — на альбоме группы THE MOODY BLUES «Days of Future Passed».

Надо сказать, что с 1964 г. и до этого момента «унылые блюзмены» в полном соответствии с названием играли в основном ритм-н-блюз. Но постепенно успех их покинул, и они задолжали изрядную сумму звукозаписывающей компании DECCA. И тогда компания предложила им рассчитаться с долгами весьма оригинальным способом. Как раз в это время DECCA разработала новый аудиоформат «Dream Stereo Sound» и дала MOODY BLUES задание записать в этом формате (для его рекламы, так сказать) 9-ую Симфонию польского композитора Дворжака «Из Нового Света». Для этого группе даже выделили целый Лондонский Фестивальный симфонический оркестр под управлением Питера Найта.

Однако постепенно работа над Дворжаком была заброшена, и группа (поначалу втихаря) стала готовить свой собственный материал, при этом по полной используя весь предоставленный арсенал средств.

Как раз к этому времени в группе произошли замены. Приход новичков — Джастина Хейворда (гитара, вокал) и Джона Лоджа (бас) совпал с радикальным изменением подхода к музыке. В духе новых тенденций MOODY BLUES замахнулись на целую концептуальную работу. Изыски и сложность тогда были в цене — об этом свидетельствует уже только одно название альбома «Дни прошедшего будущего». Аннотация была не хуже: «Здесь, где смешаны эмоции и креативность — где поэзия, бит-группа и симфонический оркестр подпитывают друг друга вдохновением — The Moodys решили написать картину дня обычного человека, которая ничего не берет от ностальгии о прошлом и ничего не добавляет к возможностям будущего».

Проще говоря, концепция заключалась в том, что песни должны были изобразить один день человека — с утра до ночи. Песни так и назывались: «Начало дня», «Заря», «Утро», «Обеденный перерыв», «После обеда», «Вечер», «Ночь». Последней из них, которая полностью называлась «Nights in White Satin» («Ночи в белом атласе») было суждено стать большим хитом и самой известной песней MOODY BLUES.

Написал и спел ее один из «новобранцев» — Джастин Хейворд. Автор сочинил песню, когда ночевал у своего друга на постели с атласными простынями.

Д. Хейворд: «Я написал нашу самую известную песню еще в 19 лет. Текст возник сам собой и был автобиографичен. Я как раз находился в конце одного любовного романа и в начале следующего». Ночи в белом атласе (перевод DD)

Ночи в белом атласе никогда не закончатся, Письма, что я написал, никогда не отправятся, Я не замечал красоты до того, как увидел эти глаза, Вот в чем правда, я не могу сказать большего…

Потому что я люблю тебя, да, я люблю тебя, о, как я люблю тебя…

Глазею на людей, некоторые держаться за руки, Они не могут понять того, через что я прохожу, Некоторые пытаются сказать мне, что мысли не защитят, И в конце ты станешь тем, кем хочешь быть…

Ночи в белом атласе никогда не закончатся, Письма, что я написал, никогда не отправятся, Я не замечал красоты до того, как увидел эти глаза, Вот в чем правда, я не могу сказать большего…

И я люблю тебя, да, я люблю тебя, О, как я люблю тебя, как люблю тебя…

Большинство слушателей слышало эту песню на сборниках и по радио, поэтому далеко не каждый знает, что на альбоме «Nights in White Satin» была значительно длинней. На синглах урезали оркестровые проигрыши во вступлении и финале, а также стихотворение «Поздняя жалоба», которое написал клавишник Майк Пиндер и продекламировал барабанщик Граэм Эдж.

Надо сказать, что пластинка была по-настоящему коллективной работой. Авторами всех песен на ней значились «Redwave/Knight»: Redwave — это общее название участников группы, а под «Knight» подразумевался дирижер оркестра Питер Найт, который собственно и упаковывал песни в симфообертку (а также написал интерлюдию). Забавно, что в «урезанной» версии «Nights in White Satin» работу Найта мы не слышим — всё оркестровое звучание внутри песни имитировалось синтезатором-меллатроном Майка Пиндера — инструментом на тот момент новым, модным и перспективным. Прекрасное соло на флейте также исполнил участник группы — Рэй Томас.

Новый альбом взамен обещанного Дворжака, безусловно, вызывал у DECCA опасения. Но риск оправдался. Вышедший в ноябре 1967 года «Days of Future Passed» сразу занял 27-е место в британском хит-параде. Достоинства нового стиля и системы звукозаписи были налицо. Симфорок доказал свою состоятельность.

Синглу «Nights in White Satin» повезло меньше. Даже в урезанном виде он казался для слишком длинным для ротации по радио. И лишь после успеха таких длинных синглов как «Hey Jude» THE BEATLES и «Layla» Эрика Клэптона, группа решила переиздать песню. И в 1972 году она наконец получила заслуженную славу (№ 2 — в США, № 9 — в Британии).

В 1979 году «Nights in White Satin» даже была претендентом на участие в звуковой дорожке к фильму Ф. Копполы «Апокалипсис сегодня», но затем режиссер отдал предпочтение другой знаменитой песне 1960-х «The End» группы DOORS. Впоследствии «Nights in White Satin» в свой фильм «Казино» (1995) включит другой именитый режиссер — Мартин Скорцезе.

Из каверов тут же вспоминается версия поп-певицы Сандры 1995 г. с запоминающимся клипом в стиле восточных сказок. Можно также отметить — с одной стороны — сладкоголосую италоязычную версию группы IL DIVO «Notte di luce» и — с другой стороны — жесткую «металлическую» версию польской группы CEMENTERY OF SCREAM. Но самая забавная история произошла с группой BARCLAY JAMES HARVEST. Однажды какой-то желчный критик обозвал их музыку «МУДИ БЛЮЗОМ для бедных». На что лидер группы Джон Лиз ответил блестящим ироничным ходом, а именно — написал песню, которую так и назвал «Poor Man’s Moody Blues». Песня была сознательно стилизована под «Nights in White Satin», а припев полностью повторял текст из нее. Однако мелодия была совершенно оригинальной, и песня, назло критику, оказалась весьма успешной.

Что до самих MOODY BLUES, то с 1967 по 1972-й они пахали как «стахановцы» — т. е. много и качественно. Выпустили аж 7 альбомов, в каждом из которых есть прекрасные песни (вот из моего списка навскидку — «Melancholy man», «The story in your eyes», «Dear diary», «So deep within you», «Sun is still shining», «Tortoise And The Hare», «Nice to be here»…). Надо сказать, что в отличие от других арт-рок-коллективов (вроде YES, ELP или GENESIS) они не перегружали свою музыку излишествами и не были столь откровенно скучны.

Несмотря на паузы и перетасовки состава, MOODY BLUES — до сих пор коллектив действующий, и вполне может бороться наравне с ROLLING STONES за звание самого живучего «рок-динозавра».


15:27 24.03.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Болгария. Какой из курортов выбрать?

Болгария. Какой из курортов выбрать?

Когда за окном сорокаградусная жара и жухнут не только озимые на полях, но и чиновники в кабинетах, любого нормального человека так и тянет куда-нибудь на юг. Чтобы охладиться. В этом году апокалипти...
Вкусные рецепты: Флотские котлеты для настоящих пиратов «Карамба-макарамба», Курица запеченная с киви и сухофруктами., Супчик из куриных крылышек

Вкусные рецепты: Флотские котлеты для настоящих пира...

Флотские котлеты для настоящих пиратов «Карамба-макарамба»1. Смешать фарш с отварными мелкими макаронами. Посолить и поперчить по вкусу, добавить мелкотертый кабачок, мелкорубленный помидор и мелкошин...
Обзор Acura MDX 2001 -

Обзор Acura MDX 2001 - "Надежный Крепыш"

В Америке всегда ценили в автомобилях комфорт и богато выполненный внешний вид. Корпорация Хонда решила произвести именно такие автомобили для американского рынка и выпустить их под маркой Acura, наде...
О необходимости и результате поискового продвижения web-сайта

О необходимости и результате поискового продвижения ...

  Необходимость Поисковое продвижение сайта — это сложный технологический процесс, результатом которого является повышение позиций сайта при выдаче результатов по конкретным поисковым запросам. По ста...
Отдохни, если можешь…

Отдохни, если можешь…

Казалось бы, что может быть желанней – забыть на время о делах и отдаться сладостному и долгожданному отдыху. Ничего не делать. Или делать то, что нравится. Уехать за тридевять земель, оставив дома мо...
Создадим постоянную чистоту

Создадим постоянную чистоту

Чистота в помещении должна быть постоянно. Именно в таких условиях мы можем принимать гостей или посетителей, если речь идёт о торговом или офисном помещении. Без чистого и ухоженного помещения не мож...