Музыка романтизма: какой она была? Как открывали чувства

Почему одно направление приходит на смену другому — пытаются объяснить. Но до конца понять, почему поменялось отношение к миру, к себе, как частице мира — все же очень трудно. Почему восприятие человека в разных эпохах так сильно меняется — для меня остается некоторой загадкой.

Естественно, романтизм как направление был широко представлен в литературе и во всех видах искусства. Перечислять фамилии нет никакой возможности, просто хотя бы вспомним, что огромная часть мировой великой литературы принадлежит именно романтической эпохе.

То, что относится к литературе или живописи, относится и к музыке. Это никто не придумывал и даже особо не декларировал (за исключением ранних немецких романтиков). Просто появилось особое мироощущение.

Туманность, неопределенность, «невещизм», непосредственность, своеволие, мечтательность, приблизительность — одновременно черты и образы романтизма. Характерна тема путешествий (странствий), да и просто тема дороги — с ее бесконечностью. Сама жизнь могла рассматриваться как путешествие.

Романтики очень любили всякие открытия — нового, часто неожиданного. При этом прошлое романтики ценили и любили. Романтики часто открывали новое в старом. У них же обнаруживается интерес к фантастическим образам. Воображаемый мир становится нужен как уход от «враждебной действительности». Интуиция, воображение, сам творческий процесс становятся ценностями — в противовес строго рациональному восприятию мира.

Главный интерес для романтиков — Личность. С этим интересом связана вера в творчество, творческие силы и в возможность что-то изменить. Отсюда невероятная виртуозность романтиков. «Демонизм» Паганини, сводящая с ума публику игра Листа, или то, как Шуман придумал механический аппарат для развития гибкости пальцев (и повредил руку) — все это явления одного порядка. Творчество не знает границ, возможности человека — тоже.

Романтики очень ценили красоту во всех ее проявлениях. То самое прекрасное, которое они видели или представляли себе — становилось идеалом и необходимостью. Чувственности тоже были возвращены все права на существование. Любовь к женщине — одна из главных тем романтизма.

Хотя романтизм и родился в Германии, удивительно быстро всколыхнулась вся Европа, уже не только Западная, но и Восточная. Именно романтизму человечество обязано существованием разных школ. Это так и называется: становление национальных школ во всех странах. Польша дала миру Шопена, Венгрия — Листа, Чехия — Сметану и Дворжака, Норвегия — Грига, Финляндия — Сибелиуса и так далее (естественно, не все страны тогда существовали, поэтому понимать нужно как «чешская земля», «венгерская земля»). В полный музыкальный голос заговорит Россия. Придет пора и для Испании.

Одновременно с этим естественным образом вспыхнул интерес к народной культуре. Все слышимое ушами тут же претворялось в творчестве. Фольклор — песни, танцы, легенды — перерабатывается, оттуда берутся темы, сюжеты, интонации. К середине XX века останется только обратиться к так называемой «этнической музыке», то есть к традициям других, дальних стран.

У романтиков особую ценность приобретает песня (в России — романс). Появляются новые танцы — мазурки, полонезы, вальсы.

Романтизм принято «отсчитывать» от начала XIX века до начала XX. Но, конечно, и эти границы можно рассматривать как условные. У каждой страны есть свои особенности. Никакой здесь «обязаловки» нет, это естественные процессы. К тому же в XIX веке случились и другие явления (импрессионизм и так далее).

Часто можно встретить выражение «контр-просвещение». Безусловно, это никак не значит, что вдруг все писатели, художники и музыканты отреклись от веры в человеческий разум. Нет, романтики весьма трепетно относились к познанию, но само это познание приобретало романтический оттенок: ведь самопознание так же важно, как и познание. Дух не менее важен, чем разум. Индивидуальность важнее социума. Свобода важнее необходимости. О ценности душевных переживаний так ярко заговорили впервые.

Но внутренний мир человека достаточно противоречив. И, конечно же, сразу обнаружился разлад, не только с внешним миром, но и с самим собой. Где-то я встретила показавшееся мне удачным определение (автора не помню): барокко — это проповедь, романтизм — это исповедь. Так они и «раскинуты» в стороны от стройного и упорядоченного классицизма. В искусстве барокко человек обращался к человеку (проповедовал) с чем-то глобально важным, в романтизме человек обращается к миру, заявляя ему, что мельчайшие переживания его души не менее важны, чем всё остальное. И здесь не только право на индивидуальное чувство, но и право на поступок.

При этом ранние романтики ценили иронию — как противовес «серьезности» предыдущей эпохи. Ирония могла перерасти в гротеск (сказки Гофмана, картины Фюссли и так далее). Но в музыке — важнее внутренние переживания. Все нужно пережить и прочувствовать. И в отношении чувств — тончайшая нюансировка. Но эта «детализация» чувств не мешала проявлению мощных, ярких, глубоких чувств и страстей.

Отсюда у романтиков особое отношение к природе. Природа одухотворена, но не менее интересны переживания человека на фоне природы. В природе ценен не только изначальный порядок, но и хаос, бурление — ведь они тоже символы свободы («дикость лесов», «говор валов» — как у Батюшкова). Если море — то это бушующее море, если горы — то это грозные горы, если лес — то загадочный.

Отсюда у романтиков особое отношение к обществу — зачастую бунтарское (Шуман). Идея свободы романтикам исключительно близка. В том числе — свободы творчества.

Но свобода часто сопряжена с одиночеством и непонятостью. От этого — еще большее противопоставление себя обществу. Общество всегда консервативно, оно и должно таким быть, потому что из чувства самосохранения блюдет статус кво. Соответственно, общество можно объявить косным, отсюда частый конфликт и разлады с действительностью. Ее нужно или принять, как фатальность, или бороться.

Культ детства — тоже от романтиков. Это уже не «маленькие взрослые» предыдущей эпохи во «взрослых» камзолах и даже в паричках. Более того — с маленькой шпагой под мышкой (вспомним портрет маленького Моцарта!). Здесь уже самые что ни на есть дети из «детского детства», из гущи жизни. На картинах — дети в движении, совсем не парадные и не «обобщенные», это дети из жизни, со своими характерными чертами и бездонными глазами. В литературе дети становятся героями. Даже в музыке появилась «музыка о детях» — не учебно-дидактическая литература, а именно одухотворенная музыка о детях и детском восприятии мира.

Романтизм — явление сложное, неоднородное. И о конкретных гениальных представителях своей эпохи — от Италии до России — нужно говорить отдельно.


15:27 24.03.2017



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Украли номера с машины: что делать?

Украли номера с машины: что дела...

В предыдущей части статьи было рассмотрено, кто и зачем крадет автомобильные номера. Как же получить новые номера взамен украденных? Некоторые скажут: «Зачем менять, если можно сделать так...
Международный день чего-чего? Давайте лучше покушаем!

Международный день чего-чего? Да...

Итак, евреи, вспомним, как пленили нас в рабство, как мы из рабства через 40 лет скитаний вышли, как в диаспоре не рассеялись, как в Холокосте выжили… Так давайте по этому поводу… покуша...
Выбор лестницы для дома

Выбор лестницы для дома

 Современные каталоги предоставляют очень широкий выбор лестниц для дома, отличающийся декоративными частями, цветами, материалами, применяемыми при их изготовлении, высотой отдельных ее частей. ...
Вкусные рецепты: Абрикосы с трюфельной начинкой, Творожный пирог с шоколадной помадкой и черешней., Пирог Ананас+ Вишня (Вариант.)

Вкусные рецепты: Абрикосы с трюф...

Абрикосы с трюфельной начинкойВскипятить сливки с маслом, добавить шоколад, расплавить, добавить коньяк. Охладить на водяной бане (т.е. быстро). Перемешать и убрать на 20 минут в холодильник. Вырезать...
Букет сирени - круглый год. Что может быть прекрасней ваших чувств?

Букет сирени - круглый год. Что ...

Цветущая сирень неподражаема: крупные душистые гроздья покрывают всю крону растения и ещё издали приковывают взгляд. Наверное, нет человека, который бы не знал и не любил сирень — этот...
Отдохни, если можешь…

Отдохни, если можешь…

Казалось бы, что может быть желанней – забыть на время о делах и отдаться сладостному и долгожданному отдыху. Ничего не делать. Или делать то, что нравится. Уехать за тридевять земель, оставив дома мо...
Компьютеры и ИнтернетЕда и кулинарияОкружающий мирСтатьи о заработкеМедицина и здоровьеАвто-мотоОбразованиеКультура и искусствоСемья, дом, детиДом и квартира